Законопроект о мобилизации № 10449

1. Основная суть и контекст

Верховная Рада приняла закон с регистрационным номером 10449, который вступил в силу после подписания Президентом. Цель закона — усовершенствование процессов мобилизации, военного учета, прохождения базовой военной службы и функционирования единого электронного кабинета для призывников, военнообязанных и резервистов. В тексте закона предусмотрены интеграционные изменения в ряде нормативно-правовых актов, в том числе в Кодекс законов о труде, Кодекс административного судопроизводства, законы о местных государственных администрациях, военных администрациях, мобилизации и военном учете и др.


2. Военный учет: обязанности граждан

2.1 Обновление личных данных

Согласно новым нормам, все лица, зарегистрированные в статусе призывника, военнообязанного или резервиста, обязаны в течение 60 дней после признания закона действующим обновить свои персональные данные (адрес, контактные телефоны, email и др.) в территориальном центре комплектования или через электронный кабинет, а также могут воспользоваться Центром предоставления административных услуг для этой цели. Аналогичные обязанности распространяются на граждан, находящихся за границей — они могут информировать через официальные каналы территориального центра комплектования или онлайн-кабинет.

2.2 Наличие военного учетного документа

Во время режима военного положения или мобилизации все военнообязанные должны иметь при себе военный учетный документ и обязательно предъявлять его по требованию сотрудников государственных органов (полиция, пограничники, территориальные центры комплектования) вместе с документом, удостоверяющим личность.


Нужна помощь адвоката? Обращайтесь по номеру

+380732801020

3. Мобилизация: повестки и государственные органы

3.1 Вручение повестки

Повестка считается врученной, даже если личное вручение невозможно — например, если адресат отсутствовал. В таком случае сотрудники территориального центра комплектования или другие уполномоченные органы составляют акт о невозможности вручения, и дата этого акта признается датой вручения повестки.

3.2 Участие государственных органов и служб в оповещении

В оповещении участвуют не только сотрудники территориальных центров комплектования, но и местная власть, правоохранители, представители администраций и работодатели. Это должно обеспечить широкое распространение повесток и высокую эффективность системы оповещения.


4. Отсрочки, бронирование, особенности освобождения

4.1 Пересмотр отсрочек

В законе предусмотрена возможность предоставления отсрочки определённым категориям граждан — например, родителям несовершеннолетних детей, опекунам и т. д., согласно расширенному перечню критериев. Процедура оформления предусматривает тщательную проверку обстоятельств и законодательный контроль.

4.2 Бронирование военнообязанных

Закон устанавливает механизм бронирования граждан на период мобилизации и военного положения. Лицо, которому предоставлено бронирование, сохраняет социальные гарантии и освобождается от немедленного привлечения к службе.


5. Акцент на медицинский осмотр

Впервые введён обязательный медицинский осмотр для всех военнообязанных без исключений. Это должно обеспечить чёткую классификацию состояния здоровья — определение категории годности к службе согласно нормам военно-врачебной комиссии.


6. Демобилизация и срочная служба

6.1 Отказ от демобилизации после 36 месяцев

Первоначальная версия законопроекта предусматривала демобилизацию военнообязанных, прослуживших непрерывно 36 месяцев. Однако эта норма была исключена по инициативе руководства ВСУ и силовых структур. Сейчас разработка отдельного закона по вопросам ротации, демобилизации и медико-социальной реабилитации определена как приоритет в течение 8 месяцев.

6.2 Контрактная служба и продление сроков

Законом также предусмотрена возможность продления срока контрактной службы, особенно для офицерского состава, сержантов и военнослужащих резерва, как правило, на сроки до достижения предельного для них возраста пребывания на службе.


7. Сроки вступления в силу

Большинство норм закона начинают действовать через месяц после официальной публикации, то есть с 18 мая 2024 года, за исключением отдельных положений, которые применяются только через восемь месяцев (например, касающихся внесения данных о транспортных средствах).


Итоговые ключевые выводы

  • Закон регулирует масштабное обновление процедуры военного учёта, включает электронные сервисы и обязательное явление в территориальные центры комплектования или Центры предоставления административных услуг.
  • Вводится нормативное обеспечение медицинского осмотра всех военнообязанных, которое ранее не было обязательным.
  • Законом внедряются механизмы официального вручения повесток, даже при отсутствии адресата.
  • Органы власти и работодатели должны участвовать в процессе оповещения.
  • Зафиксирован отказ от нормы об автоматической демобилизации после 36 месяцев службы.
  • Создана основа для бронирования граждан и определения чёткой процедуры отсрочек.
  • Предусмотрены возможности продления службы по контракту для различных категорий военнослужащих.

Нужна помощь адвоката по этому вопросу?

Обращайтесь за помощью к адвокату Андрею Приходько

Получите юридическую консультацию

Звоните адвокату, чтобы получить помощь

+380 73 280 1020
Адвокаты в Черкасской области
Адвокаты в Черниговской области
Адвокаты в Черновицкой области
Адвокаты в Днепропетровской области
Адвокаты в Донецкой области
Адвокаты в Ивано-Франковской области
Адвокаты в Харьковской области
Адвокаты в Херсонской области
Адвокаты в Хмельницкой области
Адвокаты в Кировоградской области
Адвокаты в Киевской области
Адвокаты во Львовской области
Адвокаты в Николаевской области
Адвокаты в Одесской области
Адвокаты в Полтавской области
Адвокаты в Ровенской области
Адвокаты в Сумской области
Адвокаты в Тернопольской области
Адвокаты в Винницкой области
Адвокаты в Волынской области
Адвокаты в Закарпатской области
Адвокаты в Запорожской области
Адвокаты в Житомирской области
Блог